Есть ошибочное мнение о том, что воображение и творческие способности человека определяются ПРИРОДОЙ. Если под природой понимать генетику, то да. Но только отчасти и несущественно.
Степень развитости воображения и творчества зависит от референтов. Под референтом стоит понимать мысль / объект / символ / жест — что угодно. Любой опыт. Всё то, что можно с чем-либо соотнести.
Представьте ассоциативную систему человека. У кого-то ассоциаций больше, а у кого-то меньше — в зависимости от жизненного опыта, знаний и даже условий, в которых он вырос. Также и с референтами. Точнее, это и есть референт.
Человек не может придумать что-то радикально новое. Человек не способен изобретать что-то инновационное и революционное. Однако, человек может комбинировать и соотносить уже имеющуюся в голове информацию. Способность комбинировать — это воображение, а то, насколько комбинации удачны — творчество.
Представьте, что 2 человека занимаются биоинженерией. Один до этого всю жизнь строил мосты, а другой, помимо получения профильного образования, увлекался анатомией животных, реакциями отторжения, устройством конечностей насекомых и всерьёз размышлял над заменой человеческой кости более прочным материалом.
Как думаете, кто из них будет более творческим, если нужно разработать протез для человека, лишившегося конечности?
Степень оригинальности творчества личности зависит от актуальности имеющихся в голове референтов. Как и от того, насколько их много.
Самый оптимальный способ увеличить их количество — это мультидисциплинарость. То есть, нужно ограничивать себя не одной сферой деятельности, но и интересами, касающимися других дисциплин. Метафизика и биохимия, например. Психология и социология. Программирование и математика. А можно и с резко противоположными. Правда, насколько релевантным окажется совмещение таких дисциплин на практике — вопрос открытый. Но кругозор вы, однозначно, расширите.
Творческим будет не тот, кто прочитал 10 книг по психологии, а тот, кто прочитал 5 книг на разные темы, — одну по психологии, другую по общей семантике, третью по соционике, чётвёртую по социологии, а пятую по бихевиоризме — и смог все эти знания скомбинировать, а затем применить, внося в психологию что-то новое.
Чем шире ваш дисциплинарный кругозор, тем вы и более творческий. Читайте, изучайте, слушайте, смотрите, но не ограничивайтесь чем-то одним, если быть творческим и оригинальным для вас приоритетнее, чем быть узкоспециализированным специалистом.